Содержание
Не спешите радоваться. Это ярмарка-то русское слово?! Где же оно русское, когда немецкое!
Итак, ярмарка. Временный, широко открытый торг, большой торговый съезд, который устраивается ежегодно, в определенное время (главным образом весной или летом), в одном и том же месте. Сюда съезжаются из разных населенных пунктов страны, а иногда из разных стран для продажи и закупки товаров. Что-то похожее есть в украинском (там это называется “ярмарок”), в чешском и словацком языках. А вот в других славянских языках “ярмарки” нет. В белорусском это “кирмаш”, в болгарском – “панаир”, в сербскохорватском – “вашар”.
В русский язык “ярмарка” забрела давно, в самом начале XVII века. Поначалу выглядело оно как “ярманка”. Еще в конце XVIII века словари рекомендовали нашим предкам говорить “ярмонка”, “ярмоночный”. Вспомните, Пушкин тоже писал про “ярмонку”. Словарь Даля указывал две формы – “ярмарка” и “ярманка”, но и у него “ярманка” была на первом месте.
Но какой бы длинной ни была история, слово все равно немецкое! Оно существовало еще в древневерхненемецком. Современное немецкое слово /ярмаркт/, которое означает дословно “ежегодный торг, рынок”, легко раскладывается на два: /яр/ – “год”, /маркт/ – “рынок”. Причем языковеды не исключают, что это немецкое слово попало к нам даже и без западнославянского посредства, прямо из немецких земель, с которыми вел торговлю Нижний Новгород.
Вот такой урок дорогим ревнителям чистоты языка и противникам иностранных слов.
Держать язык за зубами
“Держи-ка лучше язык за зубами” – такой совет мы можем дать приятелю, который, на наш взгляд, говорит лишнее. И сам, между прочим, потом от этого страдает. Жалуется: почему вы меня не остановили? А мы напоминаем: говорили тебе, попридержи язык, да ты не слушал… А вот бабушка, помнится, говорила как-то длиннее. Она приговаривала, поглядывая на нас, неразумных, с жалостью: “Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами”.
Действительно, совет “держать язык за зубами” – это лишь часть пословицы про пирог с грибами и язык с зубами. А пословицу эту возводят к конкретному историческому анекдоту. Якобы любимец и баловень императрицы Елизаветы Петровны, Гаврила Извольский, в день своих именин получил от нее пирог, начиненный рублевыми монетами. На вопрос, по вкусу ли ему пирог с груздями, Гаврила ответил “Как не любить царского пирога с грибами…”
Несмотря на эту милость, да и многие другие, Извольский в какой-то момент проболтался, и его пытали в Преображенском приказе за невоздержанность на язык. Потом помиловали. И вот тут-то настрадавшийся и поумневший Гаврила Извольский изрек: “Эх, ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами…”
Языковеды, впрочем, не так впечатлительны, как все остальные носители языка, они редко верят в такие вот красивые истории. Валерий Мокиенко, например, сомневается, что пословица взяла начало из этого анекдота. Соблазн, конечно, велик, но… Дело в том, что есть в народном языке и другие пословицы и поговорки, близкие по образу и подобию: “Ешь калачи, да поменьше лопочи”, “Губы да зубы – два забора”, “Держать язык на привязи”. Так что наш фразеологизм про грибы и язык скорее всего более древний. Несчастный Гаврила Извольский его всего лишь повторил…
Общество Образование Колонка Марины Королёвой–> Спецпредложения
МАМА И МАЛЫШ – совместный прием после родов
ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПОСЛЕ COVID-19 И ПНЕВМОНИИ
Омоложение и лифтинг тела с THALION
30.11.2017 г.
Значение правильного прикуса для здоровья
Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это — здоровье, красота, успехи в учебе и общении — может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.
На что влияет положение языка?
Язык принимает участие во многих важных процессах:
- определяет вкус и температуру пищи;
- помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
- обеспечивает глотание;
- участвует в формировании речи.
А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.
Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.
Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:
- не нарушает процесс приема пищи;
- не искажает речь;
- не портит внешние характеристики лица.
При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:
- верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
- все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
- условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.
Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.
Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.
В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.
Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.
У детей , которые дышат через рот , формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным – вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.
Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано , что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.
Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.
Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.
В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.
Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.
Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.
Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы , так и всего организма ребёнка.
- нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
- нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
- носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
- улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода;
- улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
- за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.
Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.
Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:
- Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
- Травматичные роды;
- Недоношенность;
- Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
- Искусственное вскармливание;
- Несвоевременное введение прикорма;
- Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
- Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
- Преждевременная потеря молочных зубов;
- Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.
На что следует обратить внимание родителям и насторожиться
- Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
- Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.
Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.
- Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.
Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.
Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.
Как исправить нарушения прикуса и положения языка.
Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.
Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.
Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур
- Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
- Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.
- Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.
Миофункциональная гимнастика.
Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.
Ношение миофункциональных трейнеров.
Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.
С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.
В результате ребёнок любого возраста:
- меньше болеет;
- становится более выносливым физически;
- лучше обучается;
- становится эмоционально сбалансированным;
- с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.
Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.
Статья находится в разделах: ОСТЕОПАТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВЭСТЕТИЧЕСКАЯ КОСМЕТОЛОГИЯ другие статьи Дыхание, которое помогает забеременеть 21.05.2016 г. Подготовка к марафону 06.04.2017 г. Главная / Логопедия в стоматологии / Положение языка во рту Мало кто знает, что от положения языка во рту зависит то, как мы глотаем, дышим, правильно ли формируется наш прикус, осанка.
Современные исследования доказали, что для корректного роста зубов и формирования физиологичной окклюзии необходимо миодинамическое равновесие, которое достигается за счет давления языка изнутри на верхний зубной ряд в сочетании с противодействием мышц губ и щек снаружи. Если оно нарушено, то создаются предпосылки для формирования аномалий прикуса, нарушения паттернов дыхания и глотания, осанки.
Когда язык располагается за верхними резцами, не касаясь их, и в то же время полностью прилегает к нёбу (в том числе своим основанием, а не только кончиком) — он находится в правильной физиологичной позиции. Такое положение он принимает, когда мы произносим звук «Н» в слове «нет». В этом случае:
- стимулируется рост верхней челюсти в ширину, а не только в длину (в детском и подростковом возрасте);
- улучшается кровоснабжение в области носоглотки и ротоглотки, повышая тем самым местный иммунитет (при носовом дыхании весь воздух, который вдыхает человек, фильтруется и прогревается);
- достигается постуральное равновесие, обеспечивающее правильную осанку;
- в состоянии покоя мышцы челюстно-лицевой области расслаблены, имеют нормальный тонус.
Однако зачастую в своей врачебной практике мы диагностируем опущение основания языка книзу, что негативно влияет на процесс дыхания и глотания. Как результат формируются нарушения осанки: во всех других положениях, кроме физиологичного, язык перекрывает дыхательные пути и, чтобы компенсировать это, мы неосознанно выдвигаем голову вперед и задираем подбородок. Часто это сопровождается ретракцией нижней челюсти, из-за чего формируется неправильный прикус.
Следствием становится нарушение постурального равновесия и патологические изменения осанки. У таких пациентов центр тяжести тела смещен вперед и поэтому шея выдвинута, а ее мышцы и лицевая мускулатура перенапряжены. Поэтому они часто жалуются на боли в шейном отделе позвоночника, головные боли, храп и ночное апноэ, симптомы развивающейся дисфункции височно-нижнечелюстного сустава (шум в ушах, проблемы с раскрытием рта, щелканье челюсти и боль во время пережевывания пищи).
Таким образом, неправильное положения языка во рту ведет к выдвижению головы вперед, смещению шейных позвонков, снижению тонуса тканей, окружающих подъязычную кость, гипертонусу мышц, сгибающих шею, и слабости ее разгибателей, спазму сосудов головного мозга и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов, и пр. Развивается гипоксия тканей и прежде всего головного мозга. Это, безусловно, дает о себе знать снижением качества жизни человека через плохое самочувствие.
Поэтому в своей работе мы уделяем большое внимание положению языка во рту, рассматривая тело как единое целое, где всё влияет на всё. Проводя лечение по исправлению прикуса, мы не просто выравниваем зубы, а создаем условия для:
- нормального пережевывания пищи, облегчая тем самым работу ЖКТ;
- формирования правильного паттерна глотания (снимая гипертонус лицевой мускулатуры);
- налаживания носового дыхания (освобождаем дыхательные пути, предупреждаем приступы ночного апноэ);
- качественной оксигенации тканей тела и, прежде всего, снабжения кислородом клеток головного мозга;
- улучшения координации (исправление осанки).
Поэтому решение проблемы неправильного прикуса заключается в комбинации различных методик: применения ортодонтических аппаратов, миорелаксации челюстно-лицевой области, артикуляционной гимнастики, индивидуально подобранного комплекса ЛФК.
Мы практикуем комплексный подход для эффективного лечения пациентов со стоматологическими, неврологическими, двигательными и другими проблемами.
Опубликовано вкл 19.01.2012 – 21:47 Автор: Виноградова Анна
Данное сочинение было часть конкурсной работы проекта “Интеллек-Экспресс”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_tom_kak_mne_prishlos_derzhat_yazyk_za_zubami..docx | 11.81 КБ |
Предварительный просмотр:
История о том, как мне пришлось держать язык за зубами.
Меня зовут Аня. Я хочу рассказать историю о моем домашнем животном. Это американская красноухая черепаха. Её зовут Кика. Живет она в моей семье тринадцать лет. Хочу рассказать историю моего детства, о которой еще никто не знает.
Было лето. Мы с моей подругой и нашими мамами гуляли во дворе нашего дома. И вот нам захотелось попрыгать на прыгалках. Пошли за ними домой. Когда вошли в квартиру, нас встретила черепашка. Мы так увлеклись ею, что забыли зачем пришли.
Моя Кика много времени проводит в воде, у неё есть бассейн для купания. Мы посадили черепаху в воду. И вот идея! Почему люди купаются с гелем, шампунем, мылом, а черепахи нет?
Решили попробовать помыть её с шампунем. Пены оказалось мало. Добавили геля для купания, пена получилась густая и пышная. Такое купание черепахе не понравилось, она плескалась, барахталась, ей хотелось поскорей выбраться из мыльной воды. Так она просила о помощи. Но мы этого не понимали. Нам было весело и смешно. Об этой истории я держала язык за зубами.
Черепаха болела, лечение было долгим. Мне было жалко Кику. Я сожалела о своем поступке, попросила прощение, дала слово, что больше такого не повторится.
С того дня прошло много времени. Я и Кика – друзья. У неё нет обиды на меня. Она меня простила.
Медведь и солнце
Петушок из русских сказок
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Как Снегурочке раскатать тесто?
Снежная сказка
Привычка сосания, прикусывания и прокладывания языка между зубными рядами может быть самостоятельной или сочетаться с другими. Поскольку она менее заметна для окружающих, бороться с ней труднее, на что указывают Л. В. Ильина-Маркосян (1972), В. П. Окушко (1975), Ф. Я. Хорошилкина (1982) и др. Матери детей, имеющих такую привычку, отмечают, что сосание языка, чаще наблюдаемое во время сна, сопровождается значительным напряжением мимических мышц, губы бывают плотно сжатыми, морщинистыми, заметно соприкосновение языка с нижней губой, которая нередко втягивается между зубами. В утренние часы во время пробуждения ребенка его подушка бывает мокрой от слюны. Кончик языка у таких детей гладкий, сосочки не выражены, иногда заметны точечные кровоизлияния. Неправильное положение языка, особенно его кончика, постепенно закрепляется. Под его давлением смещаются зубы, развивается открытый прикус. Наличие увеличенных небно-глоточных миндалин и других разрастаний аденоидной ткани приводит к переднему положению языка, нарушению дыхания. При этом не только кончик, но и корень языка смещается вперед, что обеспечивает прохождение воздушной струи через носоглотку; кончик языка распластывается между верхними и нижними резцами. Привычка держать язык между зубными рядами нередко наблюдается и при укороченной или неправильно прикрепленной уездечке, ограничивающей, его подвижность. Нередко наблюдается гипертрофия кончика языка, изменяется акт глотания, развивается сигматизм (шепелявость). Такие нарушения становятся причиной развития открытого прикуса и сопутствующих функциональных нарушений в челюстно-лицевой области. Открытый прикус, возникший в результате сосания языка, отличается от открытого прикуса, обусловленного сосанием пальца или других предметов. Он бывает обусловлен зубоаль-веолярным укорочением со стороны как верхнего, так и нижнего зубного ряда. Щель между передними зубами бывает симметричной. Сосание боковых участков языка с образованием бокового открытого прикуса — более редкое явление. Причиной чаще всего является ранняя потеря отдельных боковых зубов, адентия вторых премоляров или их стойкая ретенция. Еще реже наблюдаются случаи, когда дети загибают кончик языка кзади и прикусывают боковые участки языка. У таких детей значительно выражена гипертрофия языка, а это в свою очередь является причиной, приводящей к стимулированию роста нижней челюсти, поскольку именно на нее оказывает давление язык. Постепенно развивается мезиальный прикус, между нижними передними зубами возникают промежутки. Этому способствует давление языком на зубы. На кончике языка появляются отпечатки передних зубов. Нарушения прогрессируют, к ним присоединяются другие функциональные расстройства: нечеткое произношение звуков речи, неправильное глотание, ротовое дыхание. Постепенно расшатываются передние зубы, в связи со значительными изменениями тканей пародонта пациент рано теряет зубы. Все эти неблагоприятные последствия вредных привычек важно своевременно предупреждать, чтобы сохранить нормальное физиологическое состояние зубочелюстной системы.